«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин
Почти у 25% россиян ухудшилось материальное положение в последние месяцы — таковы выводы исследования фонда «Общественное мнение». При этом доля тех, кто видит увеличение своего достатка, опустилась до мизерных 8%.
Еще летом прошлого года про ухудшение материального положения говорили лишь 15% опрошенных. А нынче среди тех, кому не хватает средств даже на еду, об ухудшении финансового положения говорит почти каждый второй. Мало того, 17% опрошенных граждан России ждут ухудшения своего материального положения в течение ближайшего года.
В сентябре опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) тоже не порадовал. Он показал: аж половине россиян не хватает денег на жизнь. Причем, 28% опрошенных говорили, что им с трудом хватает средств до зарплаты на покупку самых необходимых вещей, еще 15% сказали, что у них финансовая катастрофа — им совершенно не хватает денег.
«Они говорят — какие мы молодцы, у нас бедность в три раза снизилась. Стыдиться надо, а не гордиться»
РАНХиГС отчиталась о достижениях власти, опять цифры «от лукавого»
Федеральные власти уверяют: инфляция в России невелика, в районе 7−8%. При этом инфляционные ожидания населения России в ноябре резко выросли до 13,3% против 12,6% в сентябре и октябре. Таковы выводы из опроса «инФОМ», проведенного по заказу Банка России с 1 по 14 ноября.
Можем ли мы говорить, что инфляция составляет всего 7% за год, глядя на ценники в магазинах?
Житель Уфы Сергей Дорофеев в беседе со «Свободной Прессой» сравнил положение бюджетников и работников других секторов экономики:
— Мне кажется странной борьба за повышение уровня жизни населения с помощью очередного повышения минимальной зарплаты. Правительство мыслит, с одной стороны, верно — бюджетники будут жить лучше. Но где брать средства в таких сложных условиях для повышения выплат сотрудникам коммерческих предприятий, которые уже работают в рынке и в принципе платят конкурентоспособные деньги? Наша Башкирия формирует дефицитный бюджет и даже не пытается жить по средствам. Нечто подобное происходит и с инфляцией — нет работающих механизмов для ее компенсации рядовому гражданину.
«СП»: На какие продукты больше всего выросли цены в этом году?
— Месячный набор самой необходимой еды для одного человека сейчас подорожал до 6473 рублей. Это на 49 рублей больше, чем в сентябре. Я опять же говорю только про Башкирию. Сильно за этот год подорожал чай, недавно снова поднялись цены на овощи — огурцы, морковь. Поражают помидоры — цена качественной продукции сравнялась с ценами на мясо.
Руководитель компании в медиа-сфере из Оренбурга Л.П. признался «СП»:
— Я по магазинам особо не хожу, у меня для этого специальный человек есть! Поэтому как не знал, что сколько стоило, так и сейчас не знаю. Бензин — вижу, как дорожает. Сквозь слезы… И квартплата, конечно. А остальное — не в моей компетенции.
30-летняя жительница Челябинска Елена Б. в отношении роста цен заметила:
— Я бы сказала, что сильно подорожали зимняя одежда и обувь. Еще рыба стала очень дорогая. Мандарины подорожали тоже. Новый год впереди. Вообще продукты — каждая позиция растут потихоньку. Особенно индейка и говядина. Коммуналка выросла на 100 рублей. Это за саму квартиру. То есть не считая электроэнергии, отопления и воды. И бензин, конечно.
«СП»: Живете на одну зарплату?
— Нет. Одной бы не хватило. Но у меня две зарплаты. Хорошо, что работа удаленная. Не надо тратить деньги на проезд и обеды отдельно. В сумме пока хватает на жизнь. Если не шиковать. Но что будет завтра?
25-летняя уральская студентка Анна Х. (она не только учится, но и работает) начала разговор с «СП» как раз с общественного транспорта:
— Подорожали заметно такси и общественный транспорт. Раньше я спокойно могла бы кататься до универа и домой на такси всю сессию. А сейчас — ну трэш же. Вроде и расстояние небольшое, и пробок не особо много. Но цены повышаются так, будто мы на золотое топливо перешли.
«СП»: Что с продуктами?
— На мясо цены выросли, конечно. Даже курица дороже стала.
«СП»: Одежда зимняя есть? А то зима началась.
— Вот дошли до зимней одежды. Уже месяц как офигеваю со стоимости зимних берцев. Никак не могу себе купить их.
Что касается роста оплаты за коммуналку, в том же Челябинске рост цен в июле по сравнению с тарифами января составил почти 20%.
С декабря ожидается новое подорожание, еще на 11%. В сумме получится рост почти на треть за год. И это же не только в Челябинске так.
К слову, челябинцы жалуются, что цена бензина АИ-92 выросла за год на 13%, АИ-95 — на 11,5%. А в ХМАО рост цен больше: стоимость бензина марки АИ-92 выросла в этом году на 23%, АИ-95 — на 19,5%. В Тюменской области только за сентябрь-октябрь бензин подорожал на 6−8%.
Пенсионеры на Урале жалуются особенно. В Тюмени, например, подсчитали, на сколько выросли цены на лекарства, и сделали вывод: «Выбор — либо питаться, либо лечиться». Некоторые пожилые люди уже готовы переселиться в гетто для пенсионеров:
«Жизнь становится все хуже и дороже. Получаем пенсию и ждем квитанции ЖКХ. Сразу платим коммуналку — привычка с советских времен. Потом распределяем, на что еще хватит до следующей пенсии. Приходится больше сидеть дома. Почему бы нас, пенсионеров с доходом до 30 тысяч, не переселить куда-нибудь в гетто, чтобы не мешали молодежи жить как хотят? Пару дешевых магазинов — и достаточно. Если власть не уважает старость, то и мы не обязаны уважать такую власть».
«Коммуналка» обрастает долгами, в «минусе» уже больше 400 миллиардов
Дальнейшее увеличение тарифов на услуги ЖКХ эту цифру точно не снизит
В Свердловской области летом жители региона отмечали, что за два года рост цен по базовым продуктам и товарам составил 22%. По некоторым позициям — на все 40%. Дороже всего стали хлеб и молоко. Такую картину дает анализ потребительских цен.
Некоторые покупатели отмечают распространившуюся практику шринкфляции — имеется в виду скрытое уменьшение объема товара в упаковке при сохранении прежней цены. Это особенно заметно на примере молока, которое в Курганской области, например, часто продается в упаковках объемом 900 или даже 800 миллилитров вместо привычного литра.
Автор этих строк замечал подобную практику и в магазинах Челябинской области. Например, так поступают некоторые производители сливочного масла и хлеба. А еще в разных регионах страны встречались упаковки яиц на 9 штук вместо привычных 10-ти. Уменьшается объем и других товаров.
Обычной практикой стало в крупных торговых сетях для салатов и прочей готовой продукции собственного производства указывать цену за 100 граммов продукта. Цены на свежее мясо, рыбу, кстати, тоже обозначают подобным образом.
У покупателя от всего этого голова идет кругом. На время он оказывается дезориентирован. И только когда в кошельке становится пусто, понимает, на чем его обманули.
Союз потребителей России по этому поводу обратился недавно к премьер-министру Михаилу Мишустину, отметив рост числа жалоб потребителей, на недобросовестные методы установления цен и оформление ценников на продукты питания.
Потери потребителей из-за описанных торговых уловок уже оценили в триллион рублей. А ведь будет еще больше. Но совершенно непонятно, как глава кабинета сможет повлиять на создавшуюся ситуацию в условиях рынка.
Правда, общественный деятель из Тюмени Юрий Рябцев в беседе с «СП» напомнил об имеющемся опыте борьбы с необоснованным ростом цен: «Существует перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены:
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. Этот перечень включает курицу, яйца, молоко, крупы и иное. Не раз работал по этой теме в УФАС, действенно". Но по шринкфляции, видимо, придется издавать отдельное постановление.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал